Смерть "единорогов". Почему золотые времена tech-стартапов проходят

  • 11 марта, 11:46
  • 3774
  • 0

«Единороги» (unicorns) — это стартапы, чья капитализация превышает $1 млрд.

Основная черта «юникорнов» — быстрый рост. Их количество увеличивается ежегодно, но пик пришелся на 2018. Сейчас объемы инвестирования в них сократились, многие «единороги» переживают не лучшие времена. Разбираемся, почему.

Смерть "единорогов". Почему золотые времена tech-стартапов проходят

Как росли «единороги»

Термин «единорог» появился в 2013 году. Тогда стартапов, чья капитализация превышала $1 млрд, было всего 39. Их число росло каждый год.

Рекордным для «единорогов» стал 2018 — к его концу их было 158. Как сообщает TechCrunch со ссылкой на Pitchbook, с момента появления термина стартапы стали расти в 4,5 раза быстрее. Самые известные стартапы-миллиардеры — SpaceX, Uber, Airbnb, Slack. Почти половина из них — выходцы из США.

Основной целью стартапов еще с 1990-х, как подчеркивает HBR, был быстрый рост и масштабирование. Компании хотели стремительно развиваться и выходить на новые рынки, чтобы привлекать инвесторов. Венчурное финансирование позволяло проявлять большую гибкость и обгонять конкурентов.

Многие компании не торопились выходить на IPO (первое публичное размещение акций). Они оставались частными, поглощая все больше и больше инвесторских денег. Как следствие, их капитализация росла. Поэтому число «единорогов» и инвестиции в них увеличивались с каждым годом.

Что произошло в 2019

В прошлом году ситуация начала меняться. По данным Crunchbase, в 2019 стартапы-«единороги» получили $85,1 млрд инвестиций. Это на $54 млрд меньше, чем в 2018. Появилось меньше новых «миллиардников»: 142 в 2019 против 158 в 2018.

2019 год также ознаменовался неудачным IPO Uber. Первичное размещение акций компании прошло в мае 2019. Перед этим, в декабре 2018, появилась информация, что стартап могут оценить в $120 млрд.

Позже стало известно, что на самом деле компания оценивается примерно в $82 млрд. В процессе IPO Uber, продолжая терпеть миллиардные убытки, пережил спад стоимости акций (с $45 до $36). При закрытии торгов цена за акцию составляла $41,57.

Главным ударом стал провал We Company, создателя сети коворкинговых сервисов WeWork, чья оценка в начале 2019 года составляла около $47 млрд, а затем упала до $10-12. Первоначальную высокую оценку назвали фикцией.

До того бизнес WeWork рос гигантскими темпами. Но убытки практически равнялись выручке — компания никогда не была прибыльной. Перед IPO данные о финансовом состоянии WeWork оказались открытыми. Выяснилось, что фаундеры вообще не стремятся к прибыльности. IPO компании отменили. Стоимость упала до $8 млрд.

В чем проблема «единорогов»

Многие компании, выходящие на IPO, делают это уже после того, как переживают пик своего роста. В результате инвесторы не получают желаемой прибыли.

Другая (и основная) проблема «единорогов» — их убыточность. Компании, оцениваемые в миллиарды долларов, на самом деле не приносят прибыли. Их стоимость также часто завышена.

В 2018 году профессор Стэнфордской школы бизнеса Илья Стребулаев подсчитал, что 1 из 10 «единорогов» переоценен на 100%. При этом каждый «юникорн» в среднем оценен на 50% выше его реальной стоимости. Поэтому возможно, что компании намеренно ее завышают при выходе на IPO.

Кроме того, инвесторы частных стартапов обычно получают акции с дополнительными бонусами. Например, дающими выплаты при IPO. Такие акции стоят дороже, чем обычные. Поэтому и стоимость компании, рассчитанная с их помощью, будет выше. Но акции, которые размещаются на бирже, не имеют этих плюсов, их стоимость ниже. В момент выхода может уменьшиться оценка всей компании.

Колонка Стребулаева вышла в 2018 году. Уже тогда профессор говорил, что в какой-то момент рынок будет требовать от «единорогов» прибыльности. В противном случае оценка начнет падать. Это мы и наблюдаем сейчас.

Кроме того, из-за перегретости рынка инвесторы:

  1. Устали от обилия компаний, которые их питчат
  2. Стали еще более критичными при выборе проекта для финансирования

Компании, которые раньше росли так быстро, что не успевали нанимать персонал, теперь массово увольняют сотрудников. Те, кто провозглашал экспансию новых рынков как главную цель, уходят из многих стран и фокусируются на устойчивом развитии (как сервис по шерингу электросамокатов Lime).

Автор TechCrunch Кейт Кларк считает, что сам термин «единорог» себя изжил. Стартапы с миллиардной оценкой — уже не редкость. Поэтому пора придумать новое определение или перестать использовать термин.

Одна из идей — называть «единорогами» дорогие и прибыльные стартапы. Но тогда, как подчеркивает Кейт, у компаний из разных сфер шансы будут неравными. В одних отраслях прибыльности добиться легче, чем в других. VR не может состязаться с SaaS или e-commerce.

Изменится терминология или нет, сейчас можно предположить, что 2020 год станет самым сложным за всю историю «единорогов». Виной тому не только проблемы самих компаний, но и эпидемия коронавируса, которая перерастает в пандемию. Ее финансовые последствия останутся с нами надолго.

Источник: l-a-b-a.com 


0 комментариев
Сортировка:
Добавить комментарий