Никита Смотров, со-основатель и креативный директор технологической компании Jusnote и независимой дизайн-студии Smotrow Design, написал о результатах редизайна Jusnote и выводах, к которым пришла команда после завершения того самого результата.
Jusnote – облачное программное обеспечение для управления юридическим бизнесом. Клиент — индивидуально практикующие адвокаты и юридические фирмы. После занятия крепкой позиции в Украине, мы приняли решение масштабировать продукт на рынки США и Европы. Для этого нам необходимо было внести изменения в логику работы системы, добавить некоторые функции и полностью обновить интерфейс.
После редизайна мы пришли к некоторым выводам, с которыми я и хочу поделиться.
- Количество кликов не влияет на сложность продукта. Бытует мнение, что следует максимально уменьшать количество сделанных пользователем кликов, чтобы продукт казался ему простым. К примеру, для создания аккаунта в Salesforce нужно сделать 18 кликов, а в Jusnote – 14. Но это не означает, что эти продукты сложные, а пользуется ими огромное количество людей. Важно не то, сколько кликов сделал пользователь, а то, насколько ему понятен и прост этот процесс. Там может быть хоть 4 клика, но если действия несвязанные, а сценарий не продуман – эти 4 клика могут длиться дольше, чем 20 или 30. Если сценарий создан хорошо, и в нем есть логика, то разницу между 15 и 25 кликами, поверьте, никто не заметит.
- Мы снизили количество цветов к минимуму. CRM, ERP системы, программное обеспечение – это не сайты и не мобильные приложения, где дизайнеры могут показать на что они способны. Работа дизайнеров тут оценивается по тому, как они могут объединить функциональность и простоту. А если ещё и удаётся добавить эстетику, то это считается высшим пилотажем. Системы нужно создавать с мыслью о том, что они будут помогать миллионам людей управлять своим бизнесом и выполнять важнейшие функции. И задача будет считаться выполненной, если люди даже не заметят, что дизайн там в принципе есть. Все должно казаться как «само собой разумеющееся». В Jusnote мы свели цвета к 1 основному, одному цвету для кнопок и функциональных элементов, и сделали несколько цветов для разных типов уведомлений и состояний (ошибка, успешно совершенное действие, warning). Я бы очень рекомендовал другим продуктам соблюдать такую градацию. Тогда системы будут казаться «чистыми» и простыми, что создаст ощущение очень легкого интерфейса.
- Дизайн не заканчивается предоставлением макета верстальщикам. Без дизайнеров программисты сделают так, как им легче, и множество задумок будут или трактоваться неправильно, или же работать не так, или окажутся просто сделанными «абы как». Дизайнер обязательно должен присутствовать как минимум до завершения процесса вёрстки продукта, не говоря уже, в идеале, до полного завершения работы над фронтом. И я не хочу сказать, что программисты некачественно выполняют свою работу. Они просто не должны этого делать и, как правило, придают не очень много внимания визуальной части продукта. Jusnote на 99.5% процентов получился таким, как был нарисован дизайнерами. Потому что от начала до конца они вместе с программистами обсуждали проблемы и совместно искали решения. Разработка продукта – это не вакуум, а взаимодействие людей с разными навыками. Если это учесть – получится что-то очень крутое!
- Сценарии пользователя не должны иметь тупиков. Расскажу пример. До Jusnote 2.0 существовала, и вполне успешно на локальном рынке, наша первая версия системы. И когда у пользователя, при совершении какого-то действия, возникала проблема, то система выдавала: «Произошла ошибка». И не указывала на то, что необходимо сделать, чтобы эту ошибку исправить. В новой версии мы сделали так, что из любого нестандартного состояния системы (ошибка, недостаточно данных) она указывает на то, что нужно сделать, чтобы эту проблему решить. Это важная часть разработки интерфейсов. Многие не замечают, но у каждого продукта есть 5 состояний: успешное действие, в ожидании, отсутствие отклика, ошибка, бездействие. И на каждое состояние должно быть своё поведение. Если ошибка – то что делать? Если ожидание – то сколько? Если успешное действие – то что дальше?
- Мы старались очень правильно использовать место. Важно понимать, что главная задача программного обеспечения – дать пользователям возможность очень удобно работать с большим количеством данных. И самый лучший способ обеспечить это – правильно работать с местом. Поэтому, первое, чтобы мы сделали – это дало возможность сворачивать и разворачивать левое меню (сайдбар), чтобы, тем самым, освободить место под таблицы. Второе: мы использовали практически всю ширину системы под размещения таблиц и карточек с данными. Третье: мы вынесли все функциональные кнопки на состояние наведения. К примеру, если человек навёл на какую-то позицию в таблице, то только в таком случае появлялись «три точки», а оттуда можно совершить все необходимые действия. Я очень не люблю системы, где информация неструктурированная, а также налеплена в кучу, и все наворочено не пойми как. Место – это инструмент. И им обязательно необходимо уметь правильно пользоваться.
- Дизайнер и визионер продукта должны работать рука об руку. Без посредников. Каждый день. Эффект и крутой продукт получится тогда, когда совместно будет работать человек, идеи которого реализуются, и который понимает рынок и пользователя, и профессиональный дизайнер или команда, который может эти идеи и технические потребности воплотить в реальность. Забудьте, что можно создать качественный продукт «проводя коллы» раз в неделю. Какое-то время нужно спать и видеть во сне продукт, а когда наступает день – мчаться и обсуждать его реализацию. Jusnote создавался вместе с Олегом Смотровым, CEO Jusnote, который лучше всех понимает его задачи. А мы с командой дизайнеров все эти идеи реализовали.
В конце хочу сказать вот какие мысли. Хороший дизайнер – это намного больше, чем просто человек, знающий Adobe. Хороший дизайнер – это психолог, который понимает поведение пользователей и их потребности в разных ситуациях. Это человек, который много наблюдает, много читает и смотрит по сторонам. Это тот, кто в идеале (я подчеркиваю: в идеале) знает бизнес клиента, с которым работает. И только после этого – профессионал, владеющий теорией цвета, знаниями о типографике, структуре, контрастности, negative space и других специфических вещах. И если компании считают, что хороший дизайн стоит дорого, то они должны прекрасно понимать, что отсутствие дизайна будет стоить им намного-намного дороже. И, возможно, не позволит отличной идеи в конце концов дойти до ее пользователей.
0 комментариев
Добавить комментарий