Автор матеріалу: Виталий Седлер, CEO и сооснователь Intellias
Способность полагаться на других помогла человеку выжить. Сегодня доверие является важнейшей валютой в бизнесе. Когда мы садимся в такси, открываем депозит или загружаем программу на смартфон — мы выражаем доверие. Каждая компания работает над тем, чтобы клиенты, партнеры и сотрудники ей доверяли. В современном мире как создать доверие, так и разрушить — может развитие новейших технологий.
Трансформация доверия в современном мире
С точки зрения эволюции, доверие является одной из предпосылок выживания человечества. Первые люди противостояли миру, объединяясь в группы: это помогало им отбиваться от врагов и диких животных, вместе работать и охотиться. Когда люди в племени доверяли друг другу, их эффективность и шансы на выживание росли в разы. Прошло много веков, но и сегодня доверие играет ключевую роль как в отношениях, так и в бизнесе. Компании не только борются за доверие клиентов, партнеров, государственных учреждений. Теперь бизнесы строят культуру, основанную на доверии, для налаживания продуктивной работы команд.
Віталій Седлер
В современном мире феномен доверия меняется, вследствие процессов глобализации и гуманизации, но особенно сильно его меняет развитие современных технологий. Еще 20 лет назад ночевка в доме незнакомца во время путешествия могла быть только вынужденным шагом — сегодня же это опция, которой отдают предпочтение 60% туристов по данным исследований этого года. И такие трансформации стали возможны благодаря информационным технологиям.
Сегодня доверие является важнейшей валютой в бизнесе
Другой пример — это современные навигационные системы для автомобилей. Используя навигатор, мы полагаемся на устройство, которое должно помочь нам переместиться из точки А в точку В. Мы передаем решение относительно маршрута навигатору, когда спешим на важную встречу, потому что доверяем ему. В этом случае технология позволяет построить доверие к устройству даже больше чем к людям — вспомните, когда вы последний раз спрашивали у прохожего как проехать в нужное вам место. Возможно еще в 2009-м?
Технологии и доверие к работодателям
Согласно исследованию Edelman Trust Barometer 2019, 75% людей больше всего доверяют своим работодателям. Больше, чем неправительственным организациям, государству и медиа. Компании же используют информационные технологии, чтобы усилить доверие к себе в дополнение к классическим механизмам построения доверия — политике открытости и прозрачной финансовой отчетности. Организации внедряют методы, которые принимают решения на основе собранных данных. Они могут указать на необходимость повышения сотрудника или пересмотра уровня оплаты труда на основе его компетенций. Такие инновации добавляют организациям прозрачности и объективности, и повышают доверие работников. Ведь их карьера больше не зависит от субъективного решения одного руководителя, который может ошибаться.
Но здесь есть очень важный аспект: как написаны сами алгоритмы. Вспомним хотя бы громкий кейс компании Amazon, когда выяснилось, что ее компьютерная программа при подборе персонала отдавала предпочтение мужчинам при приеме на технические специальности. Экспериментальная компьютерная модель Amazon базировалась на собранных за 10 лет резюме, и среди них преобладали мужчины. Поэтому система фактически сама научила себя, что на технические специальности стоит брать мужчин. Хотя потом рекрутеры компании прокомментировали, что решение программы не было окончательным, и заверили, что в компании поддерживают гендерное равенство, эта история показывает, что не всегда в алгоритмах можно быть уверенным на 100%.
Впрочем, отказываться от технологий из-за рисков не стоит, ведь преимущества от их использования значительны. Например, в нашей компании для того, чтобы людям было комфортно работать, мы вводим технологическое решение в виде персонального кабинета с возможностями управлять своим рабочим временем, организацией рабочего места, командировок и других процессов, а также с возможностью выразить благодарность коллегам, отправив «кудосы». По сути, это помогает автоматизировать жизнь сотрудника в компании и делает ее более комфортной. Мы видим потребность специалистов в более технологичных и прозрачных процессах управления своей карьерой. И те работодатели, которые смогут предложить такие решения, будут иметь большее доверие на рынке, а следовательно будут привлекать лучшие таланты.
Технологии также помогают построить доверие в новых моделях командной работы. В ИТ-секторе мы наблюдаем повышение спроса на удаленную работу, который будет только расти. Удаленная работа — это тренд, который уже вышел за пределы рынка информационных технологий и даже получил название The Home-Based Worker Revolution. Он меняет то, как команды работают, и как выстраивают доверие. Раньше для этого нужно было быть рядом, работать вместе в одном помещении. Сегодня же, благодаря технологиям, доверие может строиться на расстоянии. Все, что вам нужно, — это компьютер, доступ в Интернет и программа по управлению проектами.
Ответственность в новых моделях доверия
Инновации создают новые модели доверия и строят шеринговую экономику, как Uber или Airbnb. Но с другой стороны — появляются глубокие фейки и искусственный интеллект, который (как некоторые опасаются) может в какой-то момент стать угрозой для человека. Поэтому разработчики любых новых технологий должны осознавать свою ответственность за них.
Только представьте, к примеру, Facebook за три квартала 2019 удалил 5,4 млрд фейковых аккаунтов, что на 2 миллиарда больше, чем за весь прошлый год. Или еще такой факт: разработчик Филипп Ванг, один из авторов системы на основе искусственного интеллекта, который генерирует лица несуществующих людей, не остановился и через два месяца после запуска сайта ThisPersonDoesNotExist создал похожий ресурс для генерирования изображений котов. Ванг научил алгоритм, используя различные фотографии настоящих животных, создавать собственные вымышленные изображения.
В мире, где все возможно, борьба с фейками и построение доверия — очень важные вопросы. Технология сама по себе не является преступной или добродетельной. Вопрос всегда в том, с какой целью ее будут использовать. И эта ответственность конечно ложится на плечи человечества, и в том числе на разработчиков. Кстати, рынок труда хорошо отражает это цифрами: предложения оплаты на проектах «серых» зон, таких как гемблинг, выше среднерыночных. Ведь найти на них разработчика сложнее, чем на проекты, где нет вопросов этики и ответственности.
Также часть ответственности относительно технологий ложится на плечи пользователей. Среди приглашенных спикеров на ИТ Arena во Львове был, пожалуй, самый известный в мире пранкер Уба Батлер. Он создал фейковый ресторан в Лондоне, который стал самым популярным по версии TripAdvisor благодаря поддельным отзывам. Его пранки показывают, что пользователь тоже определяет, какое влияние та или иная технология будет иметь на общество. Также провокации пранкера подчеркивают серьезное искривление в современном феномене доверия: сегодня люди больше доверяют тому, что читают в Интернете, а не собственным ощущениям и опыту.
Если говорить об Украине, то технологический бизнес играет особую роль в построении доверия к государству. Большие ИТ-компании строят доверие к Украине на международных рынках. Каждый год все больше заказчиков выбирают Украину как надежного партнера для поставки ведущих ИТ-решений. Кроме того, ИТ-рынок, который стимулирует развитие среднего класса, способствует формированию внутреннего доверия к Украине как стране, где можно работать с передовыми технологиями на интересных проектах, построить успешную карьеру и иметь высокий уровень жизни.
Источник: nv.ua
0 комментариев
Добавить комментарий