Прошлой осенью IT-компания EPAM вместе с Киево-Могилянской академией запустила двухлетний магистерский курс по программной инженерии на английском языке. Из сотни желающих, подавших заявки, организаторы отобрали 24 человека, которые стали студентами первого набора. Среди них – 27-летний белорус Кирилл Береснев из Витебска. Он работает программистом больше 8 лет, сейчас – удаленно на IT-компанию Unstoppable Domains с офисом в Киеве, сообщает MC.Today
Кирилл рассказал, почему он заинтересовался этой программой, как проходит обучение и что дают занятия с практикующими IT-специалистами.
Почему захотел учиться на программе EPAM
Я программист-самоучка. Начал работать в IT еще на последних курсах колледжа. В вуз не поступал – всё осваивал на практике. Если что-то не получалось, искал книги, статьи и постепенно разбирался. Но чувствовал, что для карьерного роста мне не хватает фундаментальных знаний.
Мне хотелось развиваться как Solution-архитектор – специалист, который проектирует общую архитектуру программного проекта. Объясню на примере дома. Если вы строите коттедж, можно взять типовый проект и не заморачиваться. С торговым центром так уже не получится: нужно нарисовать проект помещений и коммуникаций, рассчитать нагрузку на несущие стены. Так же и с интернет-проектом, который сложнее сайта-визитки.
Теорию по Solution-архитектуре можно освоить самостоятельно по книгам за два-три года, но на развитие практических навыков может уйти 10 и больше лет. Намного эффективнее учиться у практиков и разбирать типовые ошибки из их опыта, а не набивать свои шишки на рабочем проекте.
Я стал искать профильные курсы. Рассмотрел около пяти разных вариантов: онлайн-курсы на разных платформах и две очно-заочные программы – от EPAM и университета Карнеги в США. От онлайн-курсов отказался, потому что они охватывают только узкие темы. Программа EPAM мне показалась даже полнее американской. Стоимость обучения была $4 тыс. В университете Карнеги – примерно столько же, но летать на другой континент явно обошлось бы дороже.
Мне подошло, что основная часть курса проходит онлайн. В киевский офис компании нужно приезжать только раз в месяц на пару дней. Для меня это не проблема – я уже несколько лет удаленно работаю в украинских компаниях и езжу в командировки в Киев примерно 10–12 раз в год.
Как проходил отбор
Тестовые задания во время отбора были более сложными, чем собеседования в некоторых компаниях. Мне это понравилось. Подумал, что раз будущих студентов так жестко фильтруют, значит и преподавать будут на уровне.
Отбор начался в апреле 2019 года. Сначала был онлайн-тест на знание английского, потом – на общие технические знания. После этого нас собрали на вебинар, рассказали о программе детальнее и неожиданно дали еще одно тестовое. Нужно было нарисовать архитектуру маленького проекта, то есть показать, как ты уже понимаешь работу Solution-архитектора.
Времени в обрез: с вечера пятницы до утра понедельника. Я в это время был в отпуске на Крите. Ноутбук с собой не брал, только планшет. Пришлось провести выходные в номере, на все потратил около 10 часов. Думаю, можно было управиться и за 5, но я волновался и хотел все сделать идеально.
Последний этап отбора – онлайн-созвон с руководителями и будущими менторами программы, на котором нужно было защитить тестовое. Solution-архитектор из EPAM сказал: «Представим, что я – заказчик. Продай мне свое решение, объясни, почему оно хорошее». По сути, это то, чем Solution-архитекторы и занимаются в реальной жизни.
Через несколько недель мне сообщили, что я прошел.
Как устроена учеба
Курс стартовал в сентябре. Нас собрали в Киеве для знакомства с одногруппниками. Тренер-психолог из EPAM устроил нам мини-игры вроде поиска выхода из лабиринта. Это помогло настроиться на командную работу.
Потом нам дали доступ к онлайн-платформе для обучения, и мы начали заниматься. Эту платформу разработали в EPAM, она похожа на Coursera. Вся теория разбита на тематические модули и изложена в интерактивном формате: текст «приправлен» картинками, анимациями, видеороликами.
На каждый урок дается примерно неделя. За это время нужно пройти теорию, сделать домашнее задание и загрузить его на платформу. У меня это занимает примерно 20 часов в неделю.
Все задания проверяют менторы из EPAM. А дважды в месяц они проводят трехчасовые вебинары: делятся своими кейсами, объясняют тонкости и отвечают на наши вопросы.
Всю теорию мы отрабатываем на практике. В начале обучения нас разбили на команды по 6–7 человек и каждой дали тему курсового проекта. Мы постепенно готовим проектную документацию этого продукта и добавляем туда новые «фишки». Прошли тему по разработке бизнес-модели – и расписываем варианты, как монетизировать продукт.
Каждую команду ведет ментор. Это Delivery-менеджер EPAM, который уже руководил разработкой подобного проекта.
Моя любимая часть курса – трехдневные 8-часовые практические занятия раз в месяц. До начала карантина они проходили в офисе EPAM, затем перешли в формат видеоконференций. На них мы тоже отрабатываем практику, уже под присмотром менторов. Нам дают задачу – например, проработать архитектуру продукта, подготовить план работ на проекте или решить конфликт с заказчиком. Мы проектируем решение и сразу же по ходу работы уточняем непонятные моменты. Такие ударные занятия помогают структурировать и закрепить знания.
Примерно половину поездок на семинары я совмещал с рабочими командировками. В таких случаях и перелет, и жилье мне компенсировал работодатель.
Кто нас обучает
Все наши менторы – практикующие IT-специалисты EPAM. Они меняются в зависимости от темы модуля. Модуль по разработке координировал Senior Software Engineer, по управлению продуктом – Product-менеджер, по программной архитектуре – Solution-архитектор. Мне нравится, что менторы дают не просто теорию в вакууме, а примеры из реальных кейсов.
Один из Solution-архитекторов рассказывал, как приехал к клиенту, чтобы выяснить требования к будущему продукту. Там он заметил, что один из ключевых сотрудников заказчика не делится информацией, потому что считает, что автоматизация лишит его работы. Пришлось искать подход к этому человеку. Такие истории показывают, что Solution-архитектор не только решает технические вопросы, но и работает с людьми.
Но есть и обратная сторона медали: все ребята очень заняты на своих проектах и не всегда успевают быстро дать обратную связь. Также не очень удобно, что у нас нет прямой связи с преподавателями в мессенджерах, все вопросы нужно копить для общей онлайн-сессии. Но я понимаю, что если бы они все время занимались только студентами, то перестали бы работать по специальности и не смогли давать главную ценность курса – актуальные знания.
Часть моих одногруппников посещают дополнительные занятия по общеобразовательным предметам в Киево-Могилянской академии. Еще при поступлении нам предлагали выбрать: пройти только профильные предметы в EPAM и в конце получить сертификат от компании или добрать 20% учебных часов в КМА и получить диплом магистра гособразца. Второй вариант стоил дороже – $6 тыс. Я, к сожалению, в тот момент не мог претендовать на диплом магистра
Как EPAM совершенствует онлайн-платформу
Мы тоже можем выражать свои пожелания, и организаторы курса к нам прислушиваются. Например, я спрашивал, можно ли создать на сайте EPAM отдельную страницу, где будут доступны сертификаты студентов об окончании курса. Так я смогу привязать сертификат к профилю на LinkedIn – и к нему будет больше доверия, чем к PDF-файлу. В компании сказали, что уже работают над этим.
Еще я предложил координаторам курса добавить функцию, которая даст студентам возможность выгрузить уроки из платформы на компьютер. Это позволит сохранить теорию и освежать знания после окончания учебы. Пока что жду ответ, смогут ли это реализовать.
Также замечаю, что компания совершенствует техническую часть онлайн-платформы. Раньше было не очень удобно просматривать уроки с телефона или планшета. Сейчас этой проблемы практически нет.
Как использую полученные знания
Я шел на курс за технической экспертизой, но неожиданно мне понравился модуль по продуктовому менеджменту. Мы учили, как начать свой проект, планировать процесс разработки, построить бизнес-модель продукта.
У меня иногда появляются идеи своих проектов. И теперь я понимаю, что первым делом нужно не бросаться писать код, а оценить идею с точки зрения бизнеса: кому это может быть нужно, кто это купит, как найти инвестиции.
Мне кажется, было бы интересно создать какие-то совместные стартапы с одногруппниками. У нас собрались ребята с разным опытом: есть менеджеры проектов, тестировщики, программисты разных направлений. Средний возраст – 25–40 лет. Все очень толковые, а после такого сильного курса из них получатся надежные технические бизнес-партнеры.
Один парень пришел на курс DevOps-инженером, но недавно его повысили до Solution-архитектора. Он первый из нас, кто получил работу по новой профессии.
А я недавно нашел новую работу как разработчик. И снова – удаленно в киевской компании. Благодаря программе смог на собеседовании лучше отвечать на технические вопросы. И не растерялся, когда меня попросили в режиме видеоконференции написать фрагмент игры «Сапер».
Даже тот факт, что я учусь и у меня есть четкие планы – стать Solution-архитектором – тоже сыграл мне на руку. Представители компании подчеркнули это, когда делали предложение о работе.
Что планирую на будущее
С сентября начнется второй учебный год, на котором студентов разделят на два потока – по Big Data и DevOps. Я спрашивал у менторов, можно ли взять оба направления. Мне ответили: «Пожалуйста, если справишься». Сначала я обрадовался, а потом оценил нагрузку и понял, что не потяну.
Скорее всего, выберу Big Data. Там научат проектировать архитектуру сервиса, который будет обрабатывать большие массивы данных. Это можно представить на примере Uber: платформа каждую секунду передает тысячи мегабайт данных о местоположении водителей, пассажиров и так далее.
В будущем я хочу переехать за границу. Задумываюсь о США и компаниях уровня Google, Apple или Amazon.
0 комментариев
Добавить комментарий