Во времена неопределенности компанию может спасти гибкость и быстрая реакция

  • 10 апреля, 14:49
  • 3678
  • 0

Генеральный директор и соучредитель EVO, выпускник программы «Школа стратегического архитектора» в Киево-Могилянской бизнес-школе Николай Палиенко рассказал, как его компании удается не только удерживаться на плаву во время карантина, но и запускать новые продукты и сохранять прибыльность бизнеса.

EVO — украинская продуктовая IT-компания. Их проекты — крупнейшие маркетплейсы для онлайн-шопинга — Prom.ua, Bigl.ua, Kabanchik.ua, IZI.ua, Crafta.ua, Shafa.ua сервис электронного документооборота — Вчасно, площадка для проведения государственных и коммерческих торгов — Zakupki.Prom.ua. Они помогают предпринимателям развивать бизнес и упрощают онлайн-покупки. Каждый второй интернет-покупатель Украины покупает что-то на их площадках.

Во времена неопределенности компанию может спасти гибкость и быстрая реакция

— Сначала мы договаривались обсудить трансформации, которые происходят в EVO в течение последних трех лет, а затем — вирус, карантин, начало нового мирового кризиса и, я так понимаю, начало новых неожиданных трансформаций. Расскажите, что сегодня меняется в e-commerce, потреблении товаров и услуг?

 — Электронная коммерция уже успела дважды измениться за это время. Только ввели ограничительные меры на маркетплейсах резко вырос спрос на санитайзеры, маски, бафы, респираторы и крупы — люди пытались запастись заранее.

Это продолжалось, буквально, полторы-две недели, а потом все начали возвращаться к привычной жизни, с поправкой на ситуацию, конечно. Меньше покупают одежду и все, что можно было отложить на потом. Восстановился спрос на снаряжение для фитнеса, товары для сада и огорода. Существенно выросли продажи товаров для творчества: картины по номерам, развивающие игры, конструкторы. Сохранился — на продовольствие.

Сегодня сложно сказать, как ситуация будет развиваться дальше — никто не понимает, что будет с покупательной способностью наших граждан. Удастся ли людям сохранить свой бизнес или работу, будут ли у людей деньги хотя бы на что-то, кроме продуктов питания?

— Ваш бизнес — маркетплейсы и торговые площадки. Как ситуация в стране влияет на вашу компанию в целом и отдельные проекты — Zakupki.Prom.ua, Вчасно и другие?

 — Е-коммерс целом себя хорошо чувствует — это один из устойчивых каналов продаж во время кризиса в мире. Мы наблюдаем, как операторы в Китае, США и других странах реагируют, заимствуем их опыт.

Большинство наших проектов показывают небольшой рост. Интернет — одно из немногих доступных средств, чтобы купить не только еду, но и что-то другое. Например, заказать услуги — доставку продуктов, уборку, мастера. Людям нужно закрывать свои потребности и они это делают онлайн.

Также вдвое увеличилось количество документов, которые компании подписывают онлайн через сервис «Вчасно». Перейти на электронный документооборот сейчас можно за несколько часов, это удобно и законно, но старые привычки часто мешают бизнесу использовать современные возможности. Карантин оживляет этот процесс — под влиянием обстоятельств бизнесы переводят работу бухгалтерии в удаленный доступ.

Сегодня даже часть госструктур переходит на удаленный режим работы, это повлекло небольшой хаос, ведь они к такому режиму не привыкли. Но они быстро учатся работать. Помогает им в этом и упрощение в проведении некоторых закупок, в том числе и товаров для борьбы с пандемией. Теперь государству проще покупать различные средства защиты для врачей и больниц, в том числе в Prozorro Market через площадку Zakupki.Prom.ua.

Ожидаем и увеличения количества прозрачных тендеров. Уже с середины апреля госзакупки от 50-ти тысяч гривен будут происходить через систему Prozorro с помощью электронных площадок (до 19 апреля обязательными для проведения в системе были закупки от 200 тыс. грн — ред.)

— Какие, по вашему мнению, новые вызовы ожидают вашу отрасль, к чему вы подготовились, а что может стать своеобразным черным лебедем? Насколько быстро и гибко ваша организация может трансформироваться в случае необходимости?

— В большинстве случаев мы не меняем что-то кардинально, а лишь подстраиваемся к ситуации. Система адаптивная. В условиях динамичного спроса мы реагируем на вызовы и соответственно смещаем акценты.

С введением карантина резко увеличился спрос на доставку, почтовые отделения и курьеры едва справляются с нагрузкой. Мы захотели помочь. У нас нет своих курьеров, но в нашей экосистеме онлайн-сервис заказа услуг — «Кабанчик». Здесь же люди находят специалистов для выполнения любых задач — починить, отремонтировать, доставить. Здесь же зарегистрированы десятки тысяч людей, готовых выполнять курьерские поручения. Мы за неделю сделали отдельное приложение — Доставка Кабанчик, чтобы помочь людям быстрее и удобнее получать покупки из магазинов, лекарства из аптек, что угодно.

Увидели проблему острой нехватки масок, респираторов, антисептиков, перчаток — больницы не могут быстро найти качественную продукцию по адекватной цене. Поэтому на площадке Zakupki.Prom.ua создали открытую онлайн-базу импортеров, производителей медтоваров. Чтобы больницы не тратили время на бессмысленные поиски и покупали необходимое по рыночным ценам напрямую.

Во времена неопределенности компанию может спасти гибкость и быстрая реакция

Из-за увеличения спроса на продукты питания, запустили Prom-гастроном — отдельный раздел с продуктами питания на маркетплейсы, в т. ч. от продуктовых супермаркетов с доставкой день в день.

В разработке еще несколько решений. Их делают объединенные команды различных проектов. Важно быть гибкими: перераспределять ресурсы, когда это срочно нужно. Но не менее важно — продолжать делать то, что необходимо.

— Три года назад вы учились в Школе стратегического архитектора в kmbs. Используете ли экосистемный подход в бизнесе?

 — Наши проекты — это, по сути, экосистема. Мы объединяем поставщиков любых товаров и услуг с покупателями и заказчикам с помощью площадок и сопутствующих сервисов. Создаем среду, где им удобно, безопасно и выгодно. Сами же выступаем в роли арбитра, своеобразного коннектора, который строит доверие между участниками, помогает совершать сделки, фасилитирует их при необходимости. И, в принципе, благодаря этому на наших площадках происходят сотни тысяч заказов в день. При этом сами мы физически не делаем никаких отправлений. Это делают те продавцы и поставщики, которые вошли в нашу систему и работают по нашим правилам.

Все сервисы по сути живут внутри нашей экосистемы EVO и взаимодействуют между собой. У нас более 10 проектов, каждый имеет своего руководителя и команду, но есть общие для всех сервисы — HR-а, внутреннее ІТ, офисное пространство и тому подобное.

— Вы были уверены, что процесс трансформации не нанесет вреда бизнесу?

 — Мы были убеждены, что хотим сделать из монокомпании, которой 5 лет назад был Prom.ua, что-то масштабнее. Мы стремились создать ряд родственных продуктов, связанных между собой. И был риск наплодить лишних процессов. Мы экспериментировали и учились.

В большинстве случаев мы не меняем что-то кардинально, а лишь подстраиваемся к ситуации. Система адаптивная. В условиях динамичного спроса мы реагируем на вызовы и соответственно смещаем акценты.

К примеру, на старте у нас было несколько проектов и немало общих ресурсов — в т. ч. разработка, маркетинг. Впоследствии они начали бороться за эти ресурсы, возникали конфликты — кому больше нужно. В результате, проекты начали перетаскивать ресурсы из общей экосистемы к себе. Так, со временем, все, что было нужно для развития и бесперебойной работы, ушло внутрь бизнеса.

Общими остались функции, необходимые для эффективности сервисных операций.

— Любая трансформация — это следствие одного из трех факторов: реакция на внутренние изменения и вызовы, внешние раздражители и угрозы или же третье — гибридная смесь этих двух факторов. Как было в случае вашей компании?

 — В нашем случае — это гибридная система. Я бы не сказал, что мы живем в каком-то особом режиме трансформации, ведь мы, по сути, эволюционируем и постоянно меняемся и развиваемся.

Развитие — это и есть изменения, адаптация к реалиям и потребностям рынка. Сейчас мы видим, что рынок меняется и нам нужно подстраиваться. Хотя, уже не так, как мы это представляли себе в конце 2019 года во время наших стратегических сессий. Все наши планы сейчас корректируются. Думаю, это сегодня происходит во всех компаниях.

— К чему сложнее приспособиться во время этого процесса, что дается сложнее всего?

 — Преодолевать инерцию сложнее всего. Когда ты что-то меняешь, у тебя обычно есть постоянная система, которая всячески сопротивляется. Для того чтобы справиться с этим, нужно прилагать немало усилий. Но, когда новый процесс запущен, та же инерция помогает сохранить импульс и держать скорость.

— Как эффективно управлять изменениями при переходе на новую бизнес-модель да еще и во время кризиса?

 — Больше всего нужна гибкость. Адаптироваться, работать вместе с командой, пытаться сохранить ключевых специалистов и ресурсы — очень важно. Видеть новые возможности для бизнеса и запускать новые решения — важно. И, когда все закончится, а оно точно когда-то закончиться, вы будете сильнее и получите больше новых возможностей, чем те, кто пережидал.

Источник: nv.ua


0 комментариев
Сортировка:
Добавить комментарий