Таня Локтионова, основатель рекрутинговой компании для индустрии разработки игр Values Value и сооснователь портала с вакансиями inGame Job рассказала, как перешла на удаленную работу еще в 2012 году и как организована работа в ее компании. Ее опыт будет полезен тем, кто задумывается о переходе на удаленный формат работы в связи с карантином, или уже на нее перешел.
Если вашей команде предстоит перейти на работу из дома, временно или постоянно, этот текст стоит прочесть
В 2012 году начался мой опыт удаленщика, и пока я работала из дома — коллеги ходили в офис. Я быстро запустила себя, могла несколько дней подряд не выходить на улицу, работала по 12-16 часов в день и параллельно «слушала» сериалы. Следующие несколько лет я проработала в офисе компании игровой разработки с командами в разных городах, в 2017 начала свой рекрутинговый бизнес, а в 2019 стала сооснователем профильного портала для поиска работы в игровой индустрии.
Сейчас в нашей команде около 20 человек и все работают из дома. В офис я совсем-совсем не ходила с апреля 2016 года. Восьмилетний опыт удаленки разной успешности позволил понять множество нюансов и действенных методов построения процессов для компаний и сотрудников.
В разные периоды мне как управленцу пришлось пережить ворох проблем, связанных с удаленкой.
- Не понятно, что происходит, менеджеры теряют контроль. Начинались качели между бюрократизацией и философией «оно само».
- Кажется, что ничего не делается или нас засыпало ворохом событий и задач. Работа сверхурочно не давала желаемых результатов, важные задачи простаивали. Мы могли заниматься написанием инструкции для незначительного процесса вместо подготовки презентации для важного клиента.
- Звонков то слишком много, то слишком мало. Мы до сих пор ищем баланс и не можем найти. Да, больше трех лет в небольшом коллективе.
- Теряется связь с сотрудниками, по сравнению с офисом еще сложнее отслеживать настроения. Ты не можешь ненароком увидеть грустное лицо коллеги и вывести его на откровенный разговор. В офисе я была мастером подобных коммуникаций, сейчас приходится «гадать по соцсетям».
- Решать конфликты однозначно сложнее, их на удаленке все больше скрытых, а если бабахнуло, то бабахнуло.
- Лидерская харизма больше не работает или работает как-то не так. Это особенно заметно на сотрудниках, с кем я мало или никогда не общалась вживую.
Советы ниже могут помочь упорядочить, а то и предотвратить хаос.
1. Создаем общее информационное пространство.
Для этого переводим в планировщик задач (Jira, Asana, Trello, etc.) абсолютно все задачи, абсолютно всех отделов. Да, и HR, и корпоративный бренд, и запросы к системному администратору, бухгалтерии и юристам. Нет задачи в трекере – нет задачи вообще.
Мы ведем абсолютно все задачи в Asana. Нет зафиксированных итогов созвона инициативной группы или один на один в соответствующем документе или задаче – созвона не было, никаких договоренностей не было.
2. Разделяем потоки информации.
Договариваемся, в каких случаях мы ведем общение в планировщике, в каких пишем письма, а когда переходим в мессенджер. В зависимости от размера команды и типа вашего бизнеса нужно понимать, что поддерживать огромное число каналов коммуникации — неоптимально. Поэтому важно зафиксировать критически важные и стараться придерживаться общения через них.
Для сформированных команд разработчиков это проще, чем для сервисного бизнеса, так как в нашем случае запросы от клиентов или кандидатов могут приходить через любые каналы связи.
У нас работает связка Telegram, Skype, Facebook Messenger для внешних коммуникаций, к некоторым клиентам интегрируемся через гостевые аккаунты в Slack. Внутреннее общение поддерживаем через Discord.
Помогает и отключение уведомлений в каналах с уведомлениями по ключевым словам. Так мы можем сфокусироваться и не отвлекаться на каждое сообщение.
3. Договариваемся о правилах
Не бойтесь фиксировать короткие и не очень инструкции.
Вот некоторые вопросы, на которые каждой компании нужно найти свой ответ. Как правильно вести таск трекер? Как решать конфликтные ситуации? Какое время обязательно онлайн для командного взаимодействия? В какое время неуместно постить что-то в рабочем мессенджере? Когда мы переходим из переписки во внеурочный созвон? Как часто, на какую аудиторию, в какие сроки и какую именно отчетность делаем? Можно ли работать не из дома, а в кафе, из поездки или другого города, страны? Как вы будете поступать с разницей в часовых поясах?
4. Регулируем созвоны
- Делаем упор на видеозвонки. Кажется мелочью, но это не так — на удаленке переписка слишком искажает эмоции и посыл, генерируя додумки, сомнения, лишние рефлексии и обиды. Плюс видео дает немного контроля и дисциплины. Вы будете уверены, что вас слушают внимательно, а не обедают, курят или варят борщ.
- Выберите инструмент для видеозвонков. Мы пользуемся теми инструментами, которые более удобны нашим заказчикам: Skype, Zoom, Hangouts Meet. Между собой используем Zoom, потому что уже привыкли, или Discord (но он часто глючит и им пользуется часть ребят для созвонов один на один). Попробуйте сначала бесплатные инструменты, например, очень простой Appear.in, но не соглашайтесь ограничиться только аудио.
- Выделите сначала те звонки, без которых вы точно не сможете обойтись. У нас есть командное совещание два раза в месяц, менеджеры собираются два-четыре раза в месяц, обмениваемся опытом и кейсами раз в неделю, есть ежедневные созвоны у менеджеров и мини-команд.
А еще созвоны сотрудников с менеджером, мы называем их 1-1 («вантуванами», да простят меня редакторы и прочие филологи). Раньше они были раз в неделю, сейчас раз в две. Повестка там обычно такая: как дела, операционка, процессы, обратная связь от обоих присутствующих, предложения и пожелания, обучение и развитие.
Пока вы не определитесь со своим набором постоянных и нерегулярных видеовстреч, рекомендую анализировать все созвоны недели. Так вы поймете, действительно ли они все были нужны или у вас, наоборот, возник вакуум общения.
- Для каждого созвона стоит планировать его содержание: цель, задачи, формат (мозговой штурм/информирование), спикеры, материалы для предварительного изучения, темы) и вести тезисы (ссылка на тезисы прямо в календаре к описанию митинга). Какие-то внутренние совещания мы записываем и делаем доступными видеозаписи в базе знаний или соответствующей задаче.
Вот правила для наших командных созвонов: видеозвонок, в тихом месте и с деловым фоном, без присутствия посторонних людей. Обязательно созвон проводить в наушниках, с выключенными телефонами и чатами. Не отвлекаться на мессенджеры, ФБ, 100% внимание на спикера.
5. Ведем календари и обеспечиваем прозрачность
Все события должны быть в календаре. Всегда.
Если события нет в календаре (Google Calendar), его не существует. Поэтому в календарь заносятся все звонки, встречи и личные дела, которые могут пересекаться с рабочими по времени.
Во всех звонках обязательно автоматически ставим ссылку (Hangouts, Zoom или любой другой сервис, проще всего это настроить автоматически), и обязательно прописываем программу. Совет от нашего генерального директора – корректировать в календаре актуальное время начала и окончания созвона, так проще потом анализировать свою загрузку видеовстречами.
Ведение отпусков это отдельный вопрос — команду необходимо предупреждать заранее, мы планируем на полгода вперед. Также нужно отметить отсутствие во всех доступных сервисах: календаре, в Asana, в статусе (или даже имени) в мессенджере, в автоответчике на почте. При уходе в отпуск у каждого сотрудника должен быть чек-лист по передаче дел. Это экономит много времени, сил и нервов.
6. Настраиваем документооборот, файлообменники и базы знаний
Мы храним все документы в Google Docs, для двадцати сотрудников Confluence пока избыточен, хватает решений от Google. Для файлов команде нашего размера и специализации достаточно Google Drive, если бы мы работали в производстве игр, я бы использовала Dropbox. В Asana можно ввести отдельные теги и помечать задачи для разделения между готовыми инструкциями и задачами к выполнению.
Отдельно мы ведем базу знаний для всех сотрудников с информацией о компании, всякими инструкциями, списком государственных праздников и так далее. Есть отдельная база знаний для менеджеров, библиотека для коллег разных специализаций.
7. Неформально общаемся
Заведите каналы, чатики или целые сервера (группы чатов) для тематического флуда и для полезного общения. Культура офисной компании часто держится на совместных обедах, чаепитиях, походах за кофе, в курилку и на пятничное пиво.
Попробуйте сделать аналог этого всего в своем корпоративном мессенджере. У нас есть флудилка в Telegram под названием «Бабовщина», там можно материться и постить похабные стикеры, флудилка в Discord для чего угодно, чат «Музыкальная среда» для клипов этой недели, чат для новостей индустрии.
Флуд приветствуется, у нас им наоборот не злоупотребляют. Флудилки и тематические чаты умирают, если их не оживлять.
Иногда мы устраиваем онлайн корпоративы по поводу и без. По ссылке, которую я не рекомендую открывать, видео с нашего позапрошлогоднего корпоратива под трек «Стекловаты». Мы там составом последних выживших пытались пьяненькими записать поздравление с Новым Годом.
Для подобного мероприятия мы заранее методом голосования выбираем дату и время, каждый запасается напитками на свой вкус, кто-то берет на звонок кальян.
Не обязательно участвовать из дома, кто-то идет в кафе или к коллеге по соседству. Как-то мы миксовали онлайн и оффлайн, и киевские ребята собирались в игровом клубе (кальяны, алкоголь, Mortal Kombat) и выводили видео с остальными коллегами на большой экран.
8. Конфликтуем конструктивно
На удаленке конфликты проще скрыть и спустить на тормозах и гораздо сложнее разрешить. Лучше прописать конкретно для вашей культуры политику управления конфликтами.
Что приветствуется в вашей компании? Каких правил должен придерживаться сотрудник, взаимодействуя в команде? Когда нужно обратиться к третьей стороне для решения спорной ситуации?
9. Держим руку на пульсе
Делитесь новостями с сотрудниками. Мне нравится формат ежемесячных дайджестов с официальными объявлениями, итогами месяца и планами на следующий, списком именинников и тех, кто празднует годовщину в компании, представлениями новичков. Мы добавляли в дайджесты игры, в которые играли, рекомендуемые книги, локальные мемы.
Опросники нужны. Сбора обратной связи на 1-1 звонках с менеджером недостаточно. Проводим сами и рекомендуем клиентам анонимные опросники для неприятных и правдивых отзывов. И неанонимные для сбора предложений и пожеланий, по каждому из которых нужно давать персональную обратную связь.
Пример вопросов из анонимной анкеты:
С какой вероятностью по шкале от 1 до 10 вы бы рекомендовали своим знакомым и друзьям работу в Values Value? *
Как долго вы планируете работать в компании? *
- Пока отключение глобального интернета не разлучит нас
- 4-5 лет
- 2-3 года
- год, а там посмотрим
- подумываю об уходе в перспективе ближайшего года
- подумываю об уходе в перспективе ближайшего времени
- Other:
Как вы думаете, что компании следует прекратить делать? *
Как вы думаете, что компании следует продолжать делать? *
Как вы думаете, что компании следует начать делать? *
Что вам больше всего нравится в Values Value? *
Что вам больше всего не нравится в Values Value? *
Поздравляем с днями рождения (подарок от компании и цветы от коллег), свадьбами и рождением детей, по возможности делаем видео или фотопоздравления.
Все, что можно покрыть чек-листами, старательно покрываем: онбординг, адаптация, уход в отпуск и на больничный, сопровождение увольнения.
Для того, чтобы запустить какой-то полезный или смешной челлендж, не нужно работать в одном офисе.
В качестве итога
Информация, ее прозрачность, доступность и правила обмена ею – вот основное, о чем нужно договориться на удаленке. Вещи, которые раньше случались естественно, теперь нужно более тщательно планировать. Многие компании переходят на новый уровень зрелости и налаживают процессы. И только каждый сотрудник решает, когда открыть окно, включить кондиционер и заменить холодный свет на теплый.
Источник: mc.today
0 комментариев
Добавить комментарий