Сергей Ищук в киберспорте 15 лет. За это время он выиграл практически все крупные чемпионаты мира по киберспорту. Его игровой псевдоним – Starix. Сейчас он формирует новую команду.
Сергей рассказал, как рос вместе с индустрией киберспорта, сколько тренируются и зарабатывают киберспортсмены.
О том, как пришел в киберспорт
Я попал в киберспорт, когда мне было 13-14 лет. Возле школы было здание с металлической дверью, рядом с которым постоянно кто-то собирался. Знакомый рассказал, что там – компьютерный клуб, и предложил пойти поиграть.
Пришел, начал играть и втянулся. Меня привлекли не столько игры, сколько атмосфера. Я мог на равных общаться со взрослыми парнями, а это считалось крутым.
Тогда я учился в подольском лицее №100, был старостой класса, получал круглые пятерки. Но когда попал в компьютерный клуб, учеба отошла на второй план. Компьютерные клубы были платные, и в глазах родителей я не только ничего не делал, но еще и спускал на это деньги. Так длилось два года.
Все изменилось, когда я начал достигать каких-то результатов. В 16 лет в составе команды по Counter-Strike Treezz я выиграл отборочный чемпионат в Украине и поехал в Париж на Electronic Sports World Cup (с англ. – «Всемирный киберспортивный кубок»).
Спонсор турнира разыгрывал слот в Украине, и за него сражались десятки команд. Этот слот полностью покрывал перелет и проживание.
И хоть в Париже мы заняли последние места, турнир стал для меня большим толчком. Родители увидели, что киберспорт – это не только играть в игры, но и участвовать в международных соревнованиях.
Я стал одним из игроков, которые постоянно занимали призовые места на турнирах в СНГ. Тогда у меня появился стабильный доход от киберспорта.
После школы я учился в Университете рекламы. Сейчас его уже закрыли, но раньше он был достаточно престижным. Параллельно работал барменом и даже окончил специальные курсы.
Карьера бармена, как и рекламиста, вскоре закончилась. На втором курсе меня пригласили в команду KerchNET и предложили хорошую зарплату. Я взял академотпуск, из которого не вернулся.
Na’Vi Team
В 22 года по приглашению казахского мецената Мурата Жумашевича, известного под ником Арбалет, я основал команду Na’Vi.
У него была цель – вывести игроков из постсоветского пространства на вершину мирового подиума. Сначала он содержал местную команду, потом переключился на россиян. Но у них ничего не получалось.
Как-то после соревнований в Стокгольме ко мне подошел человек и дал телефонную трубку. Это был Мурат: «Привет, Старикс, хочу предложить создать украинскую команду с украинскими игроками».
Я немного растерялся, но согласился. Все смотрели на меня как на какого-то полубога. С одной стороны, было прикольно ощущать себя вершителем судеб. Но с другой – нужно было не налажать и сделать все максимально правильно.
В Киеве я встретился с приятелем, Сашей ZeroGravity Кохановским. Мы взяли лист и написали ники 10-12 кандидатов. В итоге выбрали четырех. Так вскоре сформировался состав, который сразу же начал всех побеждать.
В 2010-м выиграли все три мировых чемпионата – это был абсолютный рекорд. Помню нашу первую победу в Кельне – мы как сорвались с цепи, обнимались, кричали, сходили с ума. После третьей победы подряд достижения команды занесли в книгу рекордов Гиннесса.
О графике киберспортсмена и прелестях турниров
Мой тренировочный день начинается около 14:00. В зависимости от рекомендаций тренера или аналитика мы решаем, как перестроить игру, какие раунды потренировать. Потом часовой перерыв на обед.
Где-то в 17:00 мы начинаем играть. Каждый день мы играем по шесть-восемь карт, каждая карта – один час. И так целую неделю, потом турнир.
За два дня до вылета на турнир мы отдыхаем.
Как правило, один турнир длится семь дней. Мы приезжаем во вторник, в среду – медиадень: фотографируемся, даем интервью, снимаем видео. В четверг организаторы предоставляют компьютеры, чтобы игроки могли разыграться.
Молодые команды забивают на отдых и пытаются посвятить последние секунды командной тренировке. Более опытные игроки тренируются индивидуально – просто чтобы почувствовать мышку. В утро пятницы мы едем на соревнование.
На крупных турнирах финал происходит на стадионе и заканчивается в воскресенье, в 9-10 часов вечера. Если ты выигрываешь, тебя награждают, фотографируют, даешь интервью и возвращаешься в отель около двух ночи.
Сейчас все турниры пытаются сделать зрелищными. Для этого арендуют целые хоккейные стадионы, предоставляют спортсменам максимально комфортные условия. Например, в 2017 году для проведения турнира The Kiev Major по Counter-Strike арендовали НСК «Олимпийский».
На американских турнирах ты вообще чувствуешь себя, как на футбольном матче. Там поют песни, кричат. Колоссальные эмоции.
Теоретически у команды есть возможность посетить 50-60 турниров в год, но физически это сделать очень сложно. Чтобы выигрывать, важно правильно распределять силы. Топовые команды отбирают турниры по своему графику, призовому фонду и титулу.
Если после одного выигрыша сразу же едешь на следующий турнир, есть большой шанс, что твою игру скопируют и ты уже не сможешь удивить противника. Ты можешь сымпровизировать, но не факт, что это сработает.
За один турнир в Counter-Strike можно сыграть одну и ту же карту шесть раз. Чтобы под тебя не подстроились, для каждой карты нужно иметь разный план действий. Между турнирами у команды должно быть время, чтобы проанализировать игру оппонентов и придумать что-то новое, чтобы их удивить.
Важно учитывать джетлаг, чтобы не быть в игре, как сонная муха.
У меня был тройной джетлаг, поскольку вначале мы полетели в США, потом в Испанию, а затем в Китай. Проснувшись в отеле в Шанхае, я уже не понимал, где я, сколько сейчас времени и что происходит.
После турнира мы два-три дня отдыхаем, а затем все по новому кругу – тренировки с 14:00 до 24:00. Делаем работу над ошибками и готовимся к следующему турниру.
Топовые команды берут себе два дня выходных в неделю, а те, чьи рейтинги ниже, – один, поскольку пытаются как можно больше тренироваться и догнать лидеров. В киберспорте большая конкуренция. Ты всегда помнишь о том, что пока ты отдыхаешь, пьешь пиво, гуляешь, кто-то тренируется.
О зарплатах и призовых
Зарплаты в киберспорте зависят от региона.
Как правило, игроки подписывают с организациями фиксированные годовые контракты, которые накладывают на обе стороны некие обязательства и не зависят от количества проигрышей на турнирах. Есть бонусные контракты, в которых твой заработок изменяется в зависимости от выигранных призовых.
Зарплаты игрокам выплачиваются в обязательном порядке за то, что они рекламируют спонсоров, а вот с призовыми бывает по-разному.
Если команда выигрывает призовые на турнире, деньги приходят не на счет игроков, а в организацию, после чего организация выплачивает призовые спустя определенное время, зафиксированное в контракте.
Иногда попадаются нечестные организаторы турниров. В 2010-м мы выиграли турнир в Боснии, а в 2016 году – турнир в Словакии, но призовые так и не получили.
Обычно конфликты между организациями и киберспортсменами решаются обоюдно, но вот недавно был случай, когда организация шведской команды NiP (Ninjas in Pyjamas) задолжала каждому игроку $20 тыс. Она угрожала не выплатить деньги, если геймеры будут писать о задолженности в соцсетях.
О работе тренера
С 2015 по 2017 год я тренировал команду NAVI по Counter-Strike. В 2016-м на Major в Колумбусе (Огайо) я выиграл свои самые большие призовые в размере $500 тыс. Тогда я получал меньше, чем игроки, но имел процент от призовых.
Сложнее всего было следить за тем, чтобы никто не нарушал дисциплину. Я стоял у игроков за спиной и руководил командой, разговаривал с ними во время игры.
Потом издатель Counter-Strike, американская компания Valve, запретила тренеру участвовать в игре. Они сочли это несправедливым, так как не у всех команд есть тренер. После этого изменения, нужно было полностью перестраивать игру команды, а моя личная продуктивность сильно упала. Отчасти перестал быть тренером из-за этого правила.
Об участниках киберспортивной индустрии и многомиллионных контрактах
Индустрия киберспорта состоит из издателей игр, организаторов турниров и киберспортсменов. Киберспортивных клубов уже практически нет. Сейчас организаторы турниров сами назначают место и время проведения турнира, выбирают игру, предоставляют сцену и персонал, оплачивают работу игроков.
Некоторые киберспортивные организации, такие как EPICENTE, Star Ladder, ESL (Electronic Sports League) заключают договоры с разработчиками игр, которые дают дополнительные деньги в призовой фонд.
Часто издатели игр сами проводят турниры по своей игре и монополизируют эту нишу. Например, компания Riot Games не разрешает никому другому проводить турниры в LoL (League of Legends).
В топовых киберспортивных командах, таких как NAVI в СНГ и Cloud 9 в США, у каждого игрока от полмиллиона подписчиков в Twitter, Facebook, Twitch, Youtube.
Чем ты популярнее и чем больше турниров выигрываешь, тем ты успешнее.
Я равнодушен к соцсетям, могу писать там что-то раз в два месяца. У меня мало подписчиков. Это мой косяк, потому что для киберспортсмена PR очень важен.
Бренды видят, что на площадках геймеров сосредоточена большая аудитория и готовы инвестировать деньги. Чаще всего в киберспорте рекламируются процессоры, мышки, мониторы, наушники, клавиатуры, видеокарты, энергетики, стулья для геймеров, автомобили.
Если ты хочешь заключить контракт с топовым брендом в СНГ, тебе нужно достучаться до главного офиса, который распределяет бюджеты.
Представим, в Украину Redbull высылает на развитие бренда условные $10 млн, а в Америку – $1 млрд. Когда ты придешь в украинский офис и предложишь проинвестировать в киберспорт $300 тыс. в год, они ответят, что у них на все про все – $1 млн. Но именно локальный офис, почувствовав в тебе перспективу, может перенаправить тебя в главный офис Redbull.
Несмотря на то что киберспорт – это международная индустрия, чаще всего аудитория киберспортсменов локализована. Американским компаниям не выгодно заключать контракты с киберспортсменами из СНГ, потому что это не их рынок.
Источник: mc.today
0 комментариев
Добавить комментарий