Артем Бородатюк, основатель Netpeak Group, поделился текстом письма, которое разослал всем 600 сотрудникам своих компаний. В письме речь идет о том, чего бизнесам ожидать от эпидемии и как работать при карантине, чтобы свести к минимуму ее последствия. Приводим текст полностью.
Артем Бородатюк, основатель Netpeak Group
Нечасто приходится писать письма сотрудникам про пандемии и потенциальные кризисы. Еще более редко в таких письмах приходится преследовать две противоположные цели: с одной стороны отрезвить людей, с другой — успокоить их.
1. Первая цель: предупредить тех, кто игнорирует пандемию и потенциальный мировой и/или украинский финансовый кризис.
Не стоит недооценивать происходящее и «инфозакрываться» для сохранения своего ментального комфорта. Пандемия, падение мировых фондовых рынков, остановка и просадка сотен тысяч бизнесов по всему миру — это уже свершившийся факт.
Конечно, можно в это все не вовлекаться, если до вас оно еще не добралось — можно и письмо это дальше не читать. А можно наоборот быть готовыми к сложному сценарию заранее.
Когда ты строишь бизнес, то ты обязан рассматривать и быть готовым ко всем вариантам развития событий. Сейчас я, партнеры, CEO и топ-менеджеры ваших компаний как раз этим и занимаемся.
В общем, давайте не закрываться от происходящего. Нам придется признать факты потенциального (заметьте, я не пишу, как пишут СМИ, свершившегося) кризиса. «Предупрежден — значит вооружен», — так гласит старая народная мудрость.
2. Вторая цель: успокоить тех, кто, наоборот, слишком эмоционально может реагировать.
Напряглись выше? Теперь давайте немного успокоимся. Ведь правда, как всегда, где-то посередине.
2.1. Во-первых, еще есть шансы, что все пройдет мягко и мировой «самолет экономики» выйдет из зоны турбулентности.
2.2. Во-вторых, ребята, вы же помните, что мы все занимаемся ОНЛАЙН-бизнесом? Мы строим онлайн-продукты, оказываем онлайн-услуги, создаем онлайн-проекты (контент или мобайл). У нас есть только одна компания, которая сильно заточена на офлайн — это Octopus Events, которая делает конференции в офлайне об онлайне. Но, может быть, просто пора сделать первую онлайн-конференцию?
Правда, не всем нашим клиентам повезло так же, поэтому, к сожалению, какая-то просадка неминуема.
К тому же бОльшая часть нашего бизнеса сфокусирована на «рациональном» онлайн-маркетинге.
Мы делаем продукты для того, чтобы принимать нужные во времена кризисов решения с помощью Ringostat — он помогает понять, какую рекламу стоит сократить, а какую усилить. Мы создаем софт для самого выгодного с точки зрения канала привлечения клиентов – SEO. Мы оказываем услуги, чтобы делать эффективным PPC и делать SEO. Мы делаем продукты для онлайн-обучения. Другими словами, нам очень повезло, что мы делаем ровно то, что мы делаем. Уже сегодня ряд клиентов, которым пришлось увидеть просадки в офлайне, подняли бюджеты на онлайн. Вот лишь один из примеров.
2.3. В третьих, давайте вспомним, что в Netpeak Group мы проходили кризис уже дважды. В 2008 году, когда гривна упала почти в два раза (с 5 до 8) и в 2014, когда началась война. Мы работали не только в Украине, поэтому нас коснулись и девальвация тенге, и падения других валют.
В общем, к сожалению, опыта с кризисами у нас достаточно. Поэтому мы знаем, что нужно делать. Мы уже летали на этом «самолете», и штурвал в надежных руках — опыт 13 лет и 8 бизнесов дает о себе знать. Да, мы не застрахованы от всего на свете, но если что-то и можно будет сделать с тем, что нас ожидает, – мы сделаем максимум.
2.4. В-четвертых, про риски. Мы всегда делали упор на риски. Теперь это позволяет нам встретить потенциальный кризис в довольно таки «подтянутой форме», то есть без того, что мы с точки зрения внутренних финансов не можем себе позволить (напомню, что часть наших компаний работает в минус за счет других компаний, которые работают в плюс — и тут все ок, мы не планируем закрываться, профицит есть).
Да, наша компания пока что находится в первой лиге, а не в высшей: у нас нет бесплатных обедов и баристы, — все это время весь ресурс был брошен на развитие наших бизнесов. Но зато теперь ввиду отсутствия этого «лишнего веса» мы можем «бежать быстрее других» сразу, а не садиться на диету, как, в случае кризиса, сделают многие.
В кризис выручка и доходы компаний всегда уменьшаются быстрее, чем затраты. В каком-то смысле, бизнес — это отражение биологии. Как заметил Дарвин, выжили и эволюционировали те, кто «не являются самыми сильными или самыми умными, а те, кто стал самыми приспосабливаемыми к изменениям». Поэтому кроме удаленной работы для противодействия вирусу также мы вводим временно на две недели следующее для противодействия потенциальному финансовому кризису:
2.4.1. Мораторий на открытие новых вакансий.
2.4.2. Мораторий на закупку техники и мебели.
2.4.3. Мораторий на проведение квалификаций, движение по карьерным лестницам, изменение систем стимулирования.
2.4.4. Мораторий на тимбилдинги и собрания.
2.4.5. Мораторий на посещение внешних образовательных ивентов (курсов, конф, семинаров, тренингов).
Сейчас — не самое подходящее время для похода на конференции или покупки новых компьютеров и мониторов, не так ли? Сейчас весь наш фокус должен быть на результаты для клиентов, а все сопутствующее успеем наверстать.
Еще раз: сейчас главное работать ради клиентов, вы ведь помните, кто на самом деле платит нам зарплаты?
3. Что же нас ждет?
Еще ничего до конца не понятно, поэтому давайте верить в лучшее, но готовиться к худшему. Вы же знаете рецепт счастья — надо просто, чтобы реальность превзошла ожидания, а для этого достаточно занижать те самые ожидания :).
Например, если пандемия будет развиваться, то в любой день вам могут запретить из дома выходить вообще. Будьте к этому готовы (например, оказалось, что не у всех дома есть Wi-Fi — вот это точно надо оперативно поправить). Согласуйте работу дома со своими сожителями (любимыми, родственниками или друзьями). Объясните, что на ближайшее время вам необходимо работать еще более продуктивно, а для этого вам нужна рабочая атмосфера дома. Организуйте рабочее пространство.
Итак, что меняется на месяцы мы не можем знать, но можем точно сказать, что меняется, как минимум, на две недели:
3.1. Рабочая обстановка. Теперь (временно) мы работаем в домашних (неподготовленных) условиях. Тут одесским ребятам из Netpeak Agency проще всего, у них уже есть опыт почти месяца работы из дома во время переезда.
3.2. Все встречи – онлайн.
3.3. Каждый менеджер команды должен организовать обязательные встречи команд ежедневно. Длительность — 10 минут. Формат: задачи в работе, проблемы в работе, необходимая помощь.
3.4. Каждый сотрудник должен сделать все, чтобы его эффективность была еще большей, чем в офисе.
3.5. Если вы ждали помощника, коллегу, члена команды, — то скорее всего их не будет. Мы выведем в работу всех новичков, которым уже обещали приглашение на наш борт, но новеньких не ищем. Как минимум, эти две недели.
Остальное остается неизменным. Весь инструментарий доступен онлайн, как и всегда.
4. Как работать удаленно?
4.1. Используйте новую возможность прокачать свой навык работы дома.
Этот вызов даст новый опыт + обратите внимание и на положительные моменты — от одного до трех дополнительных часов в день (дорога, сборы), возможность лучшей концентрации, небольшая экономия денег.
4.2. Не медлите, если в вашей работе появятся проблемы. Меняется формат коммуникации (временно нет доступа к личным/быстрым встречам/согласованиям), но вам все так же нужно оперативно находить решения. Пишите и звоните сразу же менеджеру команды или коллегам из других отделов/команд.
4.3. Ужесточите по отношению к себе требования к дисциплине: опозданиям, завершению работы раньше времени, прогулам, «больничным», прокрастинации, отвлечениям на нерабочие моменты, игнорированию выполнения срочных и важных задач и т.п. Мы должны быть готовым жить по законам военного времени — сосредоточенно и с приложением всех усилий выполнять запланированные задачи.
Ситуация не в том, что мы просим вас «просто нормально работать из дома», а в том, что в случае полномасштабного кризиса мы, как бизнес, должны работать еще более эффективно, чем делали это ранее. И от каждого из вас зависит наше будущее.
Поэтому сейчас идеальный момент для того, чтобы сфокусироваться на работе и из дома стать еще более собранным и эффективным, чем вы были даже в офисе.
5. Эпилог
Никто не в силах предсказать по какому сценарию будут происходить изменения в экономике.
С уверенностью могу сказать одно: сейчас от вас лично зависит не только здоровье в нашем сообществе Netpeak Group, городе, стране и мире, но и ваше личное финансовое благосостояние.
Это можно было сказать и ранее, но сейчас потенциальный кризис может навести такую четкость в этом вопросе, что вы поверите в это, даже если раньше допускали мысль, что это — «красивые словца менеджеров, которые просто хотят меня замотивировать работать».
Давайте соберемся и сделаем прорыв в наших бизнесах! Предлагаю вам по-настоящему искренне захотеть повысить ФСР, MRR, ARR, Revenue, Gross Profit наших компаний и сделать все для этого возможное, ведь теперь уже совсем очевидно, что мы с вами — в одной лодке.
Из любого кризиса Netpeak Group всегда выходил еще более сильным. В этот раз в наших силах сделать так же!
0 комментариев
Добавить комментарий