Автор: Евгений Кудрявченко, CEO Vintage
Руководитель студии Vintage Евгений Кудрявченко рассказал об особенностях веб-разработки в условиях карантина на примере сотрудничества с сетью «Черноморка». Он также привел советы для ain, как сейчас нужно действовать IT-компаниям.
Около месяца назад к нам обратились представители сети ресторанов «Черноморка» с задачей сделать онлайн-ресторан. Руководство компании хотело, во-первых, найти новые возможности работы для своих официантов, а во-вторых — сделать это в кратчайшие сроки.
Со стороны Vintage мы должны были дать возможность официантам делать то, что они делают в привычном формате. Рассказать про блюдо, помочь с выбором, показать рыбу, подсказать, наконец, какая устрица более горькая, а какая — слаще. В условиях карантина все это нужно обеспечить онлайн.
Соответственно, вместе с «Черноморкой» мы решили создать онлайн-ресторан, в котором люди могут сделать заказ «вживую», разговаривая с официантами по видеосвязи. Кроме этого, по видео можно также выбрать с витрины ингредиенты — рыбу или морепродукты — а затем получить готовое теплое блюдо по доставке. Таким образом официант может работать на своем привычном месте и обслуживать посетителей — правда, по сети.
С нашей стороны нужно было создать специальный сайт ресторана, разработать модуль видео- и аудиосвязи с официантами, а также реализовать онлайн-чат для дополнительного варианта взаимодействия с сотрудниками сети.
В проекте мы использовали технологию WebRTC. Первым этапом было создание демо-версии сайта с примерной демонстрацией того, как будут работать все механизмы. Благодаря этому представители «Черноморки» смогли оценить гипотезу и утвердили дальнейшую разработку.
Совет №1: Предлагая новое решение, соберите его в любом виде в кратчайшие сроки (несколько дней) и покажите клиенту. Это повысит шансы на дальнейшее сотрудничество.
Как я уже говорил, главным вызовом этого проекта были сроки — у нас была задача сделать все максимально быстро. Если бы мы работали по привычному сценарию, то реализация подобного проекта заняла бы примерно 4-5 месяцев. Но мы понимали, что через полгода сети уже не нужна будет онлайн-версия ресторана.
Поэтому мы поменяли стратегию разработки. Забегая наперед, скажу, что рабочую версию мы сделали за рекордные семь дней командой из десяти человек. Для этого мы использовали уникальный для нашей студии подход.
Совет №2: Иногда сроки важнее качества. Если клиенту нужно срочное решение, сделайте основной акцент на скорости разработки.
С технической точки зрения главным вызовом было быстро создать возможность для общения по видеосвязи. Здесь мы вдохновлялись решениями чат-рулеток. Мы выбрали технологию p2p-соединения, которая закрывала главную потребность — обеспечить устойчивую связь при условии, что онлайн-ресторан будет принимать десятки звонков одновременно.
Дальнейшая разработка проходила следующим образом. Из-за сроков мы понимали, что «с нуля» мы не успеем написать ни один компонент, поэтому брали уже то, что работает — или то, что можно было сделать рабочим за короткое время. Так, некоторые модули мы взяли из собственных наработок, которые создали за 15 лет существования студии. Другой модуль, который по-хорошему пишется 2 месяца, мы просто купили. Для некоторых компонентов мы нашли opensource-решения, которые смогли быстро адаптировать под свои задачи.
В итоге разработка выглядела так: мы пришли в супермаркет, набрали 10 компонентов и собрали их в новый работающий прибор.
Совет №3: Когда нужно быстро проверить гипотезу, купите готовые решения, склейте «изолентой и скотчем» и тестируйте. Убедившись, что решение работает и приносит клиенту деньги, приступайте к полноценной разработке.
Перед запуском онлайн-ресторана я, надев маски и перчатки, поехал в заведение, чтобы провести инструктаж официантам и наблюдать за процессом на месте. В это время наша команда тестировщиков была на связи, чтобы быстро вносить баг-фиксы.
В первый вечер работы мы увидели много багов, и это неудивительно: мы собирали сервис из разных компонентов и понятно, что там были огрехи технического характера. В то же время нахождение в самом заведении позволило нам быстро чинить продукт: перезапускать браузер, чистить кэш и передавать разработчикам правильную информацию. Без этого решения ресторан бы не смог обслужить первых клиентов.
Совет №4: Запуская MVP, будьте физически рядом с клиентом, чтобы увидеть все недочеты и огрехи на месте.
Проведя запуск в ресторане, мы увидели несколько технических моментов, которые сильно мешают официантом в работе сервиса, и исправили в течение пары дней. В частности, добавили звонок вызова и статусы: чтобы сотрудник знал, что его страничку уже читают.
Совет №5: Разрабатывая b2b-решение, учитывайте опыт как клиентов, так и сотрудников. Удобно должно обеим сторонам.
Когда продукт запускается в сжатые сроки, не обходится без факапов, и у нас их было достаточно. Главный заключался в том, что Facebook и Instagram открывал ссылку на онлайн-ресторан во встроенном в сервисы браузере. А он, в свою очередь, не разрешает доступ к камере и микрофону пользователя. Таким образом, все посетители по ссылке из соцсетей не смогли зайти на новый сайт.
Сейчас мы поставили уведомление о том, что в определенных браузерах ресторан работать не будет. Но от этого клиентам не легче, поэтому следующий шаг — разработка приложения. При заходе с браузеров, которые не поддерживают звонки, будет появляться окно с предложением скачать отдельное приложение заведения.
Совет №6: Запуская MVP, будьте готовы, что корректно оно будет работать лишь у 80% пользователей, если не меньше. Иногда с этим нужно смириться.
У руководства «Черноморки» было несколько задач — продолжить кормить гостей, сохранить рабочие места для сотрудников и сделать некий «социальный» проект: превратить привычный заказ еды в нечто большее. При этом начинать нужно было уже сейчас.
В итоге с момента оформления задачи до обслуживания первых 20 клиентов в онлайн-ресторане прошло всего семь дней. Если бы мы в Vintage делали все в привычном формате, то эту цель заказчик достиг бы только через 4-5 месяца.
Разумеется, мы продолжаем поддерживать и совершенствовать проект. Следующие 7-10 дней мы занимались тем, что переписывали некоторые части разработки, заменяли модули. В целом, стабильную версию мы получили примерно через месяц, но при этом клиент уже успел принять сотни заказов онлайн.
Совет №7: Запускайте несовершенные продукты и дорабатывайте их «на лету». Клиент начнет зарабатывать, не дожидаясь финального продукта и сможет быстро отбить часть стоимости решения.
Я уверен, что этот кейс демонстрирует новый тренд в разработке, который мы будем наблюдать в дальнейшем. Сейчас многим бизнесам нужно быстро найти новые ниши, перепридумать собственные модели заработка — чтобы сохранить доход и оставить рабочие места сотрудникам. Именно поэтому компаниям нужны решения «здесь и сейчас» — не обязательно совершенные в техническом плане, но рабочие и эффективные.
Соответственно, веб-студиям и любому другому бизнесу, который занимается веб-разработкой, нужно становиться еще более гибким и быстрым. Сейчас — точно не то время, когда на проект можно потратить несколько месяцев, чтобы делать все с «с чувством, толком и расстановкой». Нужно брать готовые решения, адаптировать доступные наработки и как можно быстрее запускать проекты, чтобы бизнес не «проседал». А затем, по ходу, заполнять пробелы и находить более оптимальные решения.
Карантин научил нас быть быстрыми и думать не с позиции разработки и идеального кода, а бизнеса и кеш-флоу. Разработчикам пришло время побыть в шкуре предпринимателя, и оценивать каждую новую функцию возможным заработком клиента. Убежден, что сейчас, в условиях антикризисных решений, это станет главным компасом в разработке.
0 комментариев
Добавить комментарий