В 2018 году Lenovo вместе с лабораторией иммерсивных (от англ. immersive — «создающий эффект присутствия, погружения») технологий Sensorama Lab создала приложение «Киев: с утра до рассвета». Это первая виртуальная экскурсия по столице. PR-менеджер Lenovo Анна Кузнецова рассказывает, как и зачем создали проект.
Сценарий и первые трудности
Мы решили показать Киев, каким его раньше не видели ни местные, ни гости. Экскурсию решили начать с полета над Киевом. Но вскоре оказалось, что реализовать технически это сложно. К тому же неподготовленный пользователь мог испытать настоящую панику, оказавшись на такой виртуальной высоте.
Так мы придумали решение: участник будто зависает в небе на специальной имитации люка под ногами. На высоте птичьего полета можно не только рассмотреть центр в деталях, но и побороть боязнь высоты.
Это был первый, но не последний раз, когда нам пришлось менять сценарий экскурсии и перекраивать график.
Например, ради красоты картинки мы решили, что снимать лучше с наступлением весны, когда на деревьях появляются листья и солнце в целом преображает картинку. Но весна приходит неожиданно, а не по команде. Иногда приходилось неделями ждать хорошей погоды, чтобы получить действительно качественные материалы. В определенный момент поняли, что планировать что-либо рискованно и назначить дату презентации мы сможем только после завершения работы над проектом.
Поэтому сразу дам совет: для разработки такого приложения в команде необходим опытный режиссер, одним лишь копирайтером или сценаристом не обойтись. Проект состоит в основном из видеоконтента, и специалисты по текстам многого не учтут.
Мы создали список из множества интересных локаций – от подземелий до вершины «Родины-матери». Есть пункты вроде Национальной библиотеки имени В. И. Вернадского и технопарка UNIT City, Дома звукозаписи и арт-завода «Платформа». В этой локации пользователь может побывать на эксклюзивном концерте Panjabi MC. А в театре на Подоле можно виртуально получить роль в спектакле, почувствовать себя актером и заглянуть за кулисы творческой жизни.
Определившись с локациями, начали договариваться о съемках. Как оказалось, в процессе нужно было учесть потенциальные вопросы о защите прав интеллектуальной собственности. Например, это касается муралов (разновидность монументального искусства, живопись на архитектурных сооружениях и других стационарных основаниях – прим. ред.) или других объектов авторских прав, которые могли попасть в кадр.
На просмотры, переговоры и согласование условий ушло несколько недель.
В изначальном шорт-листе было больше 30 локаций. Но не все они вошли в приложение из-за сложностей, которые возникали в процессе работы. Например, оказалось, что в подземельях слишком темно для оцифровывания в VR-среду и световое оборудование не улучшило бы качество контента (или это стоило бы неоправданно дорого).
Трудности съемки для VR
В результате из восьми утвержденных локаций осталось шесть. Мы составили новый тайминг проекта и начали съемки.
Самыми сложными оказались съемки в Доме звукозаписи и в Театре на Подоле. Командам режиссеров и техников пришлось несколько раз побывать на репетициях оркестра и театральной группы, чтобы сделать самые подходящие кадры, которые были ранее задуманы для интерактива.
В приложении неоднократно можно увидеть таймлапсы (техника на грани фото и видео) рассветов и закатов. Чтобы запечатлеть рассвет, съемочной группе приходилось вставать в 3-4 утра. Съемка целостной картинки занимала несколько часов, когда оператор неподвижно наблюдал за процессом и следил за сохранностью техники.
Кстати, безопасность – пункт, на который стоит обратить особое внимание. Для съемки 360°-картинки команде нужно оставить камеру на открытой местности, отойти на 10 м и спрятаться, чтобы не попадать в кадр. Если бы кто-то из прохожих случайно зацепил технику, никто из операторов не успел бы добежать и предотвратить падение.
Поэтому к камере подключали планшет, на который транслировалось изображение. К счастью, за все время съемок технику никто не зацепил и она не падала. А когда в кадр попадали прохожие, приходилось записывать дубль заново.
Возникали сложности и из-за погоды. Если в день съемок начинался дождь или было слишком пасмурно, их нужно было переносить на другой день. А когда во время записи резко ухудшалась погода и была вероятность грозы, оператор в погоне за кадром ждал до последнего и только за секунды до начала дождя заносил камеру в укрытие.
Дело в том, что при 360-градусной съемке нельзя допускать попадания капель на линзы, иначе кадры смазываются и сферическую картинку сшить очень сложно.
В работе задействовали камеру Kandao, которая способна создавать стереоизображение в необходимом нам разрешении 8К.
Сколько стоит и зачем это все?
Над разработкой виртуального тура по Киеву работала команда примерно из 100 человек, среди которых были экскурсоводы, специалисты компаний Sensorama Lab и Lenovo, переводчики, сценаристы, режиссеры, операторы и так далее.
Для создания экскурсии на украинском языке для одной платформы команде понадобилось 4 месяца. Что касается бюджета, будьте готовы, что в зависимости от сложности разработка проектов в VR может стоить от $10 тыс.
Изначально мы приняли решение, что приложение будет образовательным, на нескольких языках и для максимального количества платформ. Поэтому помимо украинской мы создали русскую и английскую версии приложения. Для адаптации и тестирования на платформах других производителей дополнительно ушло несколько недель, а для перевода – еще около месяца. Сегодня приложение доступно на трех языках.
«Киев: с утра до рассвета» стало первым приложением в мировых магазинах (Microsoft и Steam) на украинском языке, выполненном в формате полноценной 360° фото- и видеосъемки с качеством изображения 4К.
Приложение неоднократно подавалось на украинские и международные конкурсы и фестивали, где занимало призовые места. На конкурсе Ukrainian Design: The Very Best Of в 2018 году виртуальный тур занял первое место в номинации Logo, а также получил бронзу на ADC*UA Awards в номинации Spatial/Experiential design.
Еще на этапе идеи мы решили, что приложение будет бесплатным. Многие могут удивиться, зачем это бизнесу. Но при помощи таких проектов компании могут продвигать новые продукты и технологии большому количеству людей, используя нативно-брендированный контент. Даже если человек загрузит приложение и будет пользоваться шлемом другого производителя, контент его зацепит и оставит приятные эмоции.
Советы каждому, кто планирует создать проект в VR:
- Ищите опытного партнера.
- Даже если проект далек от игровой тематики, продумайте элементы геймификации, которые заинтересуют пользователей и будут побуждать дойти до конца. Например, в нашем приложении, дойдя до финала, можно получить реальные сувениры. И мы до сих пор радуемся каждой регистрации кода на нашем сайте и отправке подарков.
- Будьте готовы адаптироваться: без ошибок и корректировок в процессе не обойтись.
Источник: mc.today
0 комментариев
Добавить комментарий