Где производят батарейки Amazon и почему их путь так сложно отследить: расследование

  • 11 ноября, 11:07
  • 4193
  • 0

Батарейки – одно из самых популярных изделий компании Amazon. Они продаются под маркой AmazonBasics, и каждый десятый заработанный этим брендом доллар – от продажи батареек. 

Журналист издания One Zero попробовал отследить путь батарейки и ее влияние на окружающую среду. 

Где делают батарейки?

В индонезийской провинции Западная Ява стоит простое белое здание, где работники кропотливо собирают батарейки для Fujitsu – токийской технологической компании и негласного поставщика товаров для AmazonBasics. 

В отличие от дистрибьюторских центров Amazon с черно-оранжевым логотипом, здесь ничто не указывает на производство популярного продукта AmazonBasics.

Технически этот завод по производству элементов питания принадлежит дочернему предприятию Fujitsu – FDK. Главный офис находится в городе Бекаси в Западной Яве. 

Сотрудник FDK подтвердил: AmazonBasics действительно является лицензированным дистрибьютором их батареек. По договору Amazon обязан приобретать товар минимум на $100 тыс. в год. 

Где производят батарейки Amazon и почему их путь так сложно отследить: расследование

Здание Fujitsu в Западной Яве, Индонезия. Фото: Google Maps

Fujitsu – одна из старейших IT-компаний в мире, ее основали в 1935 году. Она создала первый домашний компьютер в Японии, а сейчас продает оборудование, программное обеспечение и гаджеты. 

В 1989 году компания FDK открыла представительство в Индонезии, а потом и завод – единственное производство щелочных элементов питания Fujitsu за пределами Японии.

Почему Индонезия?

Индонезия, страна с населением 264 млн человек, не является крупным игроком на рынке батареек, утверждают эксперты. Этот рынок давно и плотно занят Китаем, Японией и Кореей. Таким образом, инвестиции Amazon в южноазиатский рынок выглядят довольно странно.

Одной из причин такого выбора может быть нетребовательное законодательство. Другие заводы в Бекаси полным ходом выбрасывают в атмосферу канцерогенные вещества и сливают сточные воды в реки. 

Согласно отчету Fujitsu о социально-ответственном развитии, индонезийская часть производства вырабатывает больше всего отходов. Показатели едва ли не зашкаливают. В 2016 году завод в Бекаси выработал в 16 раз больше отходов, чем завод Fujitsu Fuchi Electronics в Тайване, который в их списке загрязняющих объектов идет вторым.

 «Законодательно в Индонезии эти вопросы в лучшем случае крайне ограничены или же неважно выполняются, поэтому риски невысоки [для такой компании, как Fijutsu]», – заявил Алексис Бейтмен, руководитель проекта «Экологичные цепи поставок» Массачусетского технологического института. 

У Индонезии есть и другое качество, весьма привлекательное для производителей батареек: залежи ценных природных ресурсов.

В Fujitsu отказались комментировать источник материалов для батареек и не подтвердили использование богатых индонезийских залежей марганца. Мне не удалось обнаружить никакой открытой информации о том, где компания берет материалы.  

Однако аналитики батарейного бизнеса утверждают: вскоре Индонезией заинтересуются компании вроде Tesla и Apple, поскольку их запасы иссякают. Tesla как раз ведет переговоры о постройке завода по производству батареек в Центральной Сулавеси. 

Из чего сделана батарейка?

Благодаря технологической карте нам известно, что батарейка Fujitsu сделана из диоксида марганца, графита, цинка и гидроксида калия. Она также, вероятно, содержит бумагу, нейлон, поливинилхлорид и сталь. Неизвестно, какой процент этих материалов подлежит переработке и повторному использованию, если это вообще возможно.

Каждый десятый доллар, потраченный на товары AmazonBasics, идет на батарейки

«Материалы нетоксичны, они не представляют серьезной опасности для здоровья человека, да и не так уж серьезно регулируются законодательно, – говорит Тернер. – Щелочная батарейка – это в основном очищенная солонцовая почва в цилиндрической упаковке».

Тем не менее производство батареек трудно назвать безобидным. Согласно анализу RCS Global (консалтинговой фирмы по вопросам социальной ответственности), марганец связан с нарушением прав человека, нарушением безопасности на производстве и детским трудом. 

76 % всей добычи марганца приходится на Южную Африку, Китай, Австралию и Габон, однако и эту цепочку поставок отследить практически не удается. Другими словами, трудно выяснить, какая именно компания получает от этого выгоду, поскольку минерал проходит через множество посредников. 

Где производят батарейки Amazon и почему их путь так сложно отследить: расследование

Путь батарейки

Чем дальше по цепочке поставок, тем сложнее отследить судьбу батарейки. Такая ситуация сложилась благодаря правилам доставки США, которые позволяют компаниям перемещать продукцию практически секретно. 

Amazon постепенно расширяет способы доставки на все виды транспорта – автомобильные, грузовые, воздушные и морские перевозки. Поэтому корпоративная логистика, скорее всего, станет еще более непрозрачной.

«Amazon стала великой не потому, что предлагала что-то новое. Ее успех построен на управлении логистикой, – говорит Жан-Пол Родриг, профессор университета Хофстра, занимающийся изучениями транспорта, логистики и грузоперевозок. – Коммерческие поставки осуществляются по частным соглашениям, и компания Amazon не обязана сообщать эту информацию кому бы то ни было. Такие данные записаны только в грузовом манифесте для растаможки».

В 2015 году из порта Джакарты уплыло греческое контейнерное судно COSCO Beijing. На борту находилось 410 паллет батареек AmazonBasics. Они занимали целых четыре грузовых контейнера. Отправителем значилась компания PT FDK из Бекаси, а получателем – служба Amazon Fulfillment Service. 

Судно сделало краткую остановку в Малайзии и Сингапуре, затем пересекло Тихий океан до порта Лонг-Бич в Калифорнии, после чего двинулось в Сиэтл, штат Вашингтон. Там его разгрузили и увезли продукцию в неизвестном направлении.

Все это записано в грузовой накладной, полученной отделом исследований поставок S&P Global Market Intelligence. Компания собирает данные о коммерческих грузах у таможенной и пограничной служб США, чтобы предоставить необходимую информацию о глобальных импортных и экспортных операциях своим клиентам. 

Поставка 2015 года была единственной, которую смогла обнаружить компания. Amazon скрывает большую часть своих грузовых накладных. 

О путешествии батарейки от склада к вашему крыльцу можно лишь догадываться. На упаковке купленных мной батареек написано мелким шрифтом по-испански «импортировано компанией-импортером», а ниже указан адрес склада Amazon в Мехико. Еще ниже на немецком указан адрес склада Amazon в Люксембурге.

Где производят батарейки Amazon и почему их путь так сложно отследить: расследование

Экологический след батарейки

Батарейки типа AA составляют почти половину продаж всех элементов питания AmazonBasics (по данным 1010data – аналитической фирмы по потребительским операциям). И почти 4 % от общих объемов продаж торговой сети.

Батарейки АА составляют 46% всех продаж батареек AmazonBasics

AmazonBasics – лидер на рынке онлайн-продаж батареек АА. Он опережает такие бренды, как Energizer и Panasonic.

И хоть мы много используем батарейки, их влияние на экологию еще недостаточно изучено. И потому недооценивается. 

«Все самое страшное происходит при добыче сырья, – заявляют ученые из Массачусетского технологического института в своем исследовании. – Именно производственные объекты больше всего влияют на экологию [из-за потребления электроэнергии]».

В докладе Тернера сказано, что «для производства одной батарейки требуется в 100 раз больше энергии, чем она дает при использовании».

Если суммировать все выбросы, связанные с производством и доставкой батарейки, они в 30 раз превысят средние выбросы угольной электростанции на 1 ватт.

Отсюда вывод: устройство, питающееся от батарейки, потребляет больше углерода, чем устройство, включенное в розетку.

Тем не менее все обсуждения вреда батареек вертятся вокруг утилизации, переработки и вторичного использования.

В сентябре гендиректор Джефф Безос объявил об амбициозном плане защиты окружающей среды Climate Pledge. Это серьезное обязательство, согласно которому Amazon должна достигнуть нулевых выбросов до 2040 года, а уже к 2039 году полностью перейти на возобновляемые источники энергии. 

Однако в этом обязательстве не разглашается тот факт, что Amazon только-только начала отслеживать свои объемы выброса углерода. В 2018 году эта цифра составила 44,4 млн метрических тонн. Это сравнимо с объемом Швейцарии или Дании. 

Компания утверждает, что сюда входит и производство. При этом ее отчетности слишком обобщены. Под общей категорией «Выбросы из непрямых источников» Amazon объединяют такие несопоставимые статьи, как «служебные командировки» и «производство продукции бренда». 

Так компания пытается скрыть, какая часть этого объема генерируется непосредственно аутсорсинговыми производственными операциями.


0 комментариев
Сортировка:
Добавить комментарий